Книга Экклезиаста (Проповедника)
Материал предоставлен сайтом Территория Дмитрия Новоженова (http://www.novojonov.ru)
Глава 1
-
Слова Екклезиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
-
Суета сует, сказал Екклезиаст, суета сует, - все суета!
-
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
-
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
-
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
-
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
-
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
-
Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
-
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
-
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
-
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
-
Я, Екклезиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
-
и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
-
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!
-
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
-
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
-
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа;
-
потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Глава 2
-
Сказал я в сердце моем: "дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром"; но и это - суета!
-
О смехе сказал я: "глупость!", а о веселье: "что оно делает?"
-
Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.
-
Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники,
-
устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
-
сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;
-
приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;
-
собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих - разные музыкальные орудия.
-
И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
-
Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.
-
И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
-
И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано?
-
И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою:
-
у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.
-
И сказал я в сердце моем: "и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?" И сказал я в сердце моем, что и это - суета;
-
потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.
-
И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все - суета и томление духа!
-
И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.
-
И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это - суета!
-
И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем,
-
потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это - суета и зло великое!
-
Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?
-
Потому что все дни его - скорби, и его труды - беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это - суета!
-
Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это - от руки Божией;
-
потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
-
Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это - суета и томление духа!
Глава 3
-
Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
-
время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
-
время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
-
время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
-
время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
-
время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
-
время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
-
время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
-
Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
-
Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
-
Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
-
Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
-
И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий.
-
Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.
-
Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, - и Бог воззовет прошедшее.
-
Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
-
И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там".
-
Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
-
потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета!
-
Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
-
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
-
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Глава 4
-
И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их - сила, а утешителя у них нет.
-
И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;
-
а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.
-
Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа!
-
Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою.
-
Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.
-
И обратился я и увидел еще суету под солнцем;
-
человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. "Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?" И это - суета и недоброе дело!
-
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:
-
ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.
-
Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?
-
И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.
-
Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы;
-
ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.
-
Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того.
-
Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это - суета и томление духа!
-
Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.
Глава 5
-
Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
-
Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.
-
Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.
-
Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
-
Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: "это - ошибка!" Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
-
Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, - много суеты; но ты бойся Бога.
-
Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший;
-
превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.
-
Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это - суета!
-
Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
-
Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.
-
Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.
-
И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него.
-
Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.
-
И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?
-
А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.
-
Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля.
-
И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий.
-
Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его.
Глава 6
-
Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми:
-
Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это - суета и тяжкий недуг!
-
Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его,
-
потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком.
-
Он даже не видел и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому.
-
А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место?
-
Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается.
-
Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое - бедняка, умеющего ходить перед живущими?
-
Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это - также суета и томление духа!
-
Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это - человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его.
-
Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше?
-
Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?
Глава 7
-
Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения.
-
Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.
-
Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
-
Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья.
-
Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;
-
потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета!
-
Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.
-
Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.
-
Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.
-
Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?", потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
-
Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце:
-
потому что под сенью ее то же, что под сенью серебра; но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею.
-
Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?
-
Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.
-
Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем.
-
Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?
-
Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?
-
Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.
-
Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.
-
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;
-
поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;
-
ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других.
-
Все это испытал я мудростью; я сказал: "буду я мудрым"; но мудрость далека от меня.
-
Далеко то, что было, и глубоко - глубоко: кто постигнет его?
-
Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, -
-
и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею.
-
Вот это нашел я, сказал Екклезиаст, испытывая одно за другим.
-
Чего еще искала душа моя, и я не нашел? - Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщину между всеми ими не нашел.
-
Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.
Глава 8
-
Кто - как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется.
-
Я говорю: слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом.
-
Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать.
-
Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: "что ты делаешь?"
-
Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав;
-
потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого,
-
что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему?
-
Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого.
-
Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему.
-
Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это - суета!
-
Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.
-
Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его;
-
а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.
-
Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это - суета!
-
И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем.
-
Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна, -
-
тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.
Глава 9
-
На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их - в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним.
-
Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.
-
Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим.
-
Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.
-
Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,
-
и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем.
-
Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим.
-
Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей.
-
Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.
-
Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.
-
И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их.
-
Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.
-
Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною:
-
город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвел против него большие осадные работы;
-
но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке.
-
И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают.
-
Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.
-
Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго.
Глава 10
-
Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью.
-
Сердце мудрого - на правую сторону, а сердце глупого - на левую.
-
По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп.
-
Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки.
-
Есть зло, которое видел я под солнцем, это - как бы погрешность, происходящая от властелина;
-
невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко.
-
Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком.
-
Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей.
-
Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них.
-
Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить.
-
Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный.
-
Слова из уст мудрого - благодать, а уста глупого губят его же:
-
начало слов из уст его - глупость, а конец речи из уст его - безумие.
-
Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него?
-
Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город.
-
Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано!
-
Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!
-
От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом.
-
Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро.
-
Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая - пересказать речь твою.
Глава 11
-
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.
-
Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.
-
Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.
-
Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
-
Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.
-
Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.
-
Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
-
Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, - суета!
-
Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.
-
И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность - суета.
Глава 12
-
И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них!"
-
доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.
-
В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;
-
и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения;
-
и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; -
-
доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.
-
И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.
-
Суета сует, сказал Екклезиаст, все - суета!
-
Кроме того, что Екклезиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей.
-
Старался Екклезиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно.
-
Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря.
-
А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела.
-
Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека;
-
ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.
Материал предоставлен сайтом Территория Дмитрия Новоженова (http://www.novojonov.ru)